top of page
pexels-tom-fisk-1554646_edited.jpg

Корректировка таможенной стоимости в Беларуси – особенность 2025 года

pexels-ovan-62693.jpg

Почему наценка стала проблемой

pexels-ovan-62693.jpg

Критерии риска

pexels-ovan-62693.jpg

Как выбираются товары для контроля

pexels-ovan-62693.jpg

Рекомендации импортерам на 2025 год

Авторы:

PRINT-FOTOPROFIBY-184.jpg

Сергей Хмылко
адвокат 
Минской городской коллегии адвокатов

В 2025 году у белорусских импортеров резко выросло количестве решений о корректировке таможенной стоимости. В зону риска попали прежде всего товары с высокой наценкой. 

 

При этом официальных сообщений о введении дополнительных мер от таможенных органов не поступало — для меня изменения видны по количеству обращений за правовой помощью. Косвенно дополнительный контроль подтверждается усиленными проверками на внешних границах ЕАЭС и публичные заявления премьер-министра РФ, который 21 октября 2025 г. заявил о необходимости формирования справедливой входной стоимости и контроля полной прослеживаемости цепочек поставок импорта для борьбы с занижением таможенных платежей. 

 

Справедливая входная стоимость – это и есть контроль с использованием индикатора наценки. Чем выше наценка, тем больше под сомнением справедливость входной стоимости. 

 

Вот так выглядит решение таможенного органа о необходимости внесения изменений в декларируемую стоимость. 

image.png

Почему наценка стала проблемой

Почему наценка стала проблемой

 

Таможенная пошлина и ввозной НДС рассчитываются от таможенной стоимости, которая определяется исходя из цены сделки между иностранным продавцом и белорусским покупателем. 

 

Если товар закупается за 100 долларов, а продаётся в Беларуси за 200, у таможни возникают сомнения: не занижена ли фактическая цена ввоза?
Можно предположить, что часть стоимости товара иностранному поставщику компенсируется иными способами — дивидендами, услугами, бонусами или другими скрытыми выплатами. Таким образом, пошлина и НДС собираются не с реальной стоимости, а высокая наценка воспринимается как потенциальный индикатор недостоверности цены сделки. 

 

Вот как такое обоснование выглядит со стороны таможни:

Из своего опыта я выделил три уровня риска:

 

1). Наценка незначительная - примерно 10-20%: после проверки дополнительного пакета документов, если нет откровенных недостоверных сведений, таможня соглашается с ценой сделки. 

 

2). Наценка средняя - примерно 25-50%: документы проверяются очень тщательно, и любая ошибка в них – основание для корректировки таможенной стоимости. 

 

3). Наценка высокая - свыше 55%:  документы оцениваются, проверяются, но сама по себе наценка является основанием предполагать, что цена сделки зависит от условий, которые нельзя качественно измерить, таможенная стоимость корректируется. 

 

Критерий 55% - условный, в одном из решений таможни это было обусловлено применением методики Постановления Совета Министров №713, где 55% - это максимальная наценка по потребительским товарам. То есть государство задало ориентир в 55% как максимально разумную добавочную стоимость посредника, после которой цена выглядит несправедливо. 

Вот как это выглядит в одном из решений таможни:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методика отбора товаров для дополнительной проверки не раскрывается. У таможни действует собственная система управления рисками, анализирующая цены всех деклараций по коду ТН ВЭД и стоимости за килограмм.
Отклонения от средних значений автоматически формируют зону риска импортера. 

 

Нередко импортер в течение нескольких лет проходит проверки без проблем, но в 2025 году сталкивается с дополнительным контролем практически по каждой декларации. 

 

Основной критерий — это отличие текущей ввозной стоимости от ранее заявленной по коду ТН ВЭД.
 

При этом один и тот же код ТН ВЭД может охватывать совершенно разные товары: майка Mango и майка Gucci, автомобиль Renault и Porsche — всё это один код, но с кратным различием в цене. Эти отличия и требуется обосновывать перед таможней.

1. Обосновывайте отпускную стоимость

 

Наценка в 50% должна быть экономически объяснима и подтверждаться расчётами текущих затрат: заработная плата, аренда, логистика и т. д. Все расчёты должны быть математически корректны (сумма слагаемых, пропорция, процентная часть в ваших расчетах – не должны содержать ошибок), а итоговая отпускная цена — подтверждаться первичными документами: договорами, накладными, ТТН. 


 

2. Представляйте сведения о ценах аналогичных товаров

Следует предоставить данные о реализации идентичных или однородных товаров конкурентами в стране экспорта и на территории ЕАЭС по сопоставимым ценам. Оптимально - приложить биржевые котировки. Такая информация косвенно подтверждает рыночный характер цены сделки и экономическую обоснованность наценки. 

3. Предусмотрите в своих ВЭД договорах специальные положения

Таможенный орган в перечне своих стандартных требований просит представить такие документы как: экспортная декларация, калькуляция стоимости производителя, инвойс первого продавца, прайс-лист и т.п. Лучше на этапе заключения договора предусмотреть положения о том, что такие документы в обязательном порядке предоставляет продавец, либо, если такие документы не существуют и не используются в коммерческой практике – оговорить это в договоре, что бы в последующем были основания сослаться на такие условия сделки.

4. Ответственно подходите к документам при дополнительном контроле

 

Основные ошибки:

 

  • Прайс лист. Отсутствие срока действия, условий поставки, подтверждения предоставления прайс-листа или указания, что он предназначен для неограниченного круга лиц — повод для сомнений у таможни.

Вот так примерно выглядит мнение таможни о невозможности принятия во внимание прайс-листа:

  • Экспортная декларация. Любые расхождения (в дате, весе, стоимости) могут трактоваться как несогласованность документов. Экспортная декларация должна точно соответствовать импортируемой продукции и заявленной стоимости. 

  • Транспортные документы. Частая ошибка — нерыночная стоимость доставки. Таможенные органы знают реальную рыночную стоимость перевозки, например, контейнера из Китая в Минск. Заниженные или непропорциональные расходы вызывают подозрение. Если доставка «Милан — Минск» указана в 5 000 €, но путь до границы стоит 1 000 €, а от границы до Минска — 4 000 €, это выглядит нелогично.

  • Несоответствие документов сделки. Договор, спецификация, инвойс, упаковочный лист, CMR/коносамент — всё должно быть согласовано между собой. Если, например, в договоре условия поставки FOB, а в прайс-листе EXW при одинаковой цене за единицу — это явное несоответствие.

  • Документы об оплате за товары. Требование представить документы об оплате по договору ВЭД являются стандартными, но дьявол кроется в мелочах. Поводом непринятия могут стать незначительные расхождения, в центах, или ввиду курсовой разницы при конвертации USD в юани, оплату сборов банка. 

 

Вот один из примеров непринятия документов:

  • Документы у экспортера. Таможня часто запрашивает калькуляцию поставщика или инвойс первого продавца. Не стоит отказывать в предоставлении под предлогом коммерческой тайны — это может быть расценено как необоснованное уклонение.

Лучше заранее уточнить у поставщика наличие таких документов. 

Бывали случаи, когда таможня ставила под сомнение калькуляцию производителя из-за отсутствия в ней данных о прибыли на единицу товара — и, надо признать, это логичное замечание. 

 

Варианты оспаривания

Есть ли смысл не соглашаться с выводами таможенного органа?

Все зависит от конкретной ситуации.

Если в представленных документах действительно имеются несогласованности или противоречия, а также основания для сомнений в их достоверности — оспаривание, как правило, малоперспективно.

Однако если размер наценки обоснован экономическими факторами, а представленные документы всё же были поставлены под сомнение таможенным органом, целесообразно подать жалобу в Государственный таможенный комитет.

 

Примеры положительных решений по таким жалобам действительно существуют.

 

 

 

​​

 

Вместо заключения

В 2025 году правила игры изменились:

  • формальный пакет документов больше не гарантирует принятие стоимости;

  • внимание сместилось от формы - к содержанию сделки;

  • высокая наценка без экономического объяснения воспринимается как риск.

Главный вывод прост: таможенный контроль все чаще становится контролем экономического смысла. 

И выигрывает тот, кто умеет это смысл доказать - цифрами, логикой и прозрачностью. 

image.png
image.png

Как выбираются товары для контроля

Рекомендации импортерам на 2025 год

image.png
image.png
image.png
image.png

Критерии риска

Критерии риска
Как выбираются товары для контроля
Рекомендации импортерам

Таможенные риски

pexels-ovan-62693.jpg
гайд по таможне.png
2025120111036.png

Гайд по таможенным рискам - практическое руководство для импортера, перевозчика, декларанта о том, как избежать проблем или минимизировать их последствия: реальные кейсы из практики, судебные решения, риски и рекомендации

Авторский телеграм-канал

pexels-ovan-62693.jpg

Сергей Хмылко | кейсбук адвоката
 

Этот блог - не учебник и не лекции по праву. Здесь - мысли, наблюдения, немного вдохновения из мира юриспруденции, судебные драмы и еще кое-что по ту сторону кодекса.

photo_2025-07-07_11-11-10 (2)-Photoroom.png
image.png
bottom of page