В 2025 году у белорусских импортеров резко выросло количестве решений о корректировке таможенной стоимости. В зону риска попали прежде всего товары с высокой наценкой.
При этом официальных сообщений о введении дополнительных мер от таможенных органов не поступало — для меня изменения видны по количеству обращений за правовой помощью. Косвенно дополнительный контроль подтверждается усиленными проверками на внешних границах ЕАЭС и публичные заявления премьер-министра РФ, который 21 октября 2025 г. заявил о необходимости формирования справедливой входной стоимости и контроля полной прослеживаемости цепочек поставок импорта для борьбы с занижением таможенных платежей.
Справедливая входная стоимость – это и есть контроль с использованием индикатора наценки. Чем выше наценка, тем больше под сомнением справедливость входной стоимости.
Вот так выглядит решение таможенного органа о необходимости внесения изменений в декларируемую стоимость.

Почему наценка стала проблемой
Таможенная пошлина и ввозной НДС рассчитываются от таможенной стоимости, которая определяется исходя из цены сделки между иностранным продавцом и белорусским покупателем.
Если товар закупается за 100 долларов, а продаётся в Беларуси за 200, у таможни возникают сомнения: не занижена ли фактическая цена ввоза?
Можно предположить, что часть стоимости товара иностранному поставщику компенсируется иными способами — дивидендами, услугами, бонусами или другими скрытыми выплатами. Таким образом, пошлина и НДС собираются не с реальной стоимости, а высокая наценка воспринимается как потенциальный индикатор недостоверности цены сделки.
Вот как такое обоснование выглядит со стороны таможни:
Из своего опыта я выделил три уровня риска:
1). Наценка незначительная - примерно 10-20%: после проверки дополнительного пакета документов, если нет откровенных недостоверных сведений, таможня соглашается с ценой сделки.
2). Наценка средняя - примерно 25-50%: документы проверяются очень тщательно, и любая ошибка в них – основание для корректировки таможенной стоимости.
3). Наценка высокая - свыше 55%: документы оцениваются, проверяются, но сама по себе наценка является основанием предполагать, что цена сделки зависит от условий, которые нельзя качественно измерить, таможенная стоимость корректируется.
Критерий 55% - условный, в одном из решений таможни это было обусловлено применением методики Постановления Совета Министров №713, где 55% - это максимальная наценка по потребительским товарам. То есть государство задало ориентир в 55% как максимально разумную добавочную стоимость посредника, после которой цена выглядит несправедливо.
Вот как это выглядит в одном из решений таможни:
Методика отбора товаров для дополнительной проверки не раскрывается. У таможни действует собственная система управления рисками, анализирующая цены всех деклараций по коду ТН ВЭД и стоимости за килограмм.
Отклонения от средних значений автоматически формируют зону риска импортера.
Нередко импортер в течение нескольких лет проходит проверки без проблем, но в 2025 году сталкивается с дополнительным контролем практически по каждой декларации.
Основной критерий — это отличие текущей ввозной стоимости от ранее заявленной по коду ТН ВЭД.
При этом один и тот же код ТН ВЭД может охватывать совершенно разные товары: майка Mango и майка Gucci, автомобиль Renault и Porsche — всё это один код, но с кратным различием в цене. Эти отличия и требуется обосновывать перед таможней.
1. Обосновывайте отпускную стоимость
Наценка в 50% должна быть экономически объяснима и подтверждаться расчётами текущих затрат: заработная плата, аренда, логистика и т. д. Все расчёты должны быть математически корректны (сумма слагаемых, пропорция, процентная часть в ваших расчетах – не должны содержать ошибок), а итоговая отпускная цена — подтверждаться первичными документами: договорами, накладными, ТТН.
2. Представляйте сведения о ценах аналогичных товаров
Следует предоставить данные о реализации идентичных или однородных товаров конкурентами в стране экспорта и на территории ЕАЭС по сопоставимым ценам. Оптимально - приложить биржевые котировки. Такая информация косвенно подтверждает рыночный характер цены сделки и экономическую обоснованность наценки.
3. Предусмотрите в своих ВЭД договорах специальные положения
Таможенный орган в перечне своих стандартных требований просит представить такие документы как: экспортная декларация, калькуляция стоимости производителя, инвойс первого продавца, прайс-лист и т.п. Лучше на этапе заключения договора предусмотреть положения о том, что такие документы в обязательном порядке предоставляет продавец, либо, если такие документы не существуют и не используются в коммерческой практике – оговорить это в договоре, что бы в последующем были основания сослаться на такие условия сделки.
4. Ответственно подходите к документам при дополнительном контроле
Основные ошибки:
-
Прайс лист. Отсутствие срока действия, условий поставки, подтверждения предоставления прайс-листа или указания, что он предназначен для неограниченного круга лиц — повод для сомнений у таможни.
Вот так примерно выглядит мнение таможни о невозможности принятия во внимание прайс-листа:
-
Экспортная декларация. Любые расхождения (в дате, весе, стоимости) могут трактоваться как несогласованность документов. Экспортная декларация должна точно соответствовать импортируемой продукции и заявленной стоимости.
-
Транспортные документы. Частая ошибка — нерыночная стоимость доставки. Таможенные органы знают реальную рыночную стоимость перевозки, например, контейнера из Китая в Минск. Заниженные или непропорциональные расходы вызывают подозрение. Если доставка «Милан — Минск» указана в 5 000 €, но путь до границы стоит 1 000 €, а от границы до Минска — 4 000 €, это выглядит нелогично.
-
Несоответствие документов сделки. Договор, спецификация, инвойс, упаковочный лист, CMR/коносамент — всё должно быть согласовано между собой. Если, например, в договоре условия поставки FOB, а в прайс-листе EXW при одинаковой цене за единицу — это явное несоответствие.
-
Документы об оплате за товары. Требование представить документы об оплате по договору ВЭД являются стандартными, но дьявол кроется в мелочах. Поводом непринятия могут стать незначительные расхождения, в центах, или ввиду курсовой разницы при конвертации USD в юани, оплату сборов банка.
Вот один из примеров непринятия документов:
-
Документы у экспортера. Таможня часто запрашивает калькуляцию поставщика или инвойс первого продавца. Не стоит отказывать в предоставлении под предлогом коммерческой тайны — это может быть расценено как необоснованное уклонение.
Лучше заранее уточнить у поставщика наличие таких документов.
Бывали случаи, когда таможня ставила под сомнение калькуляцию производителя из-за отсутствия в ней данных о прибыли на единицу товара — и, надо признать, это логичное замечание.
Варианты оспаривания
Есть ли смысл не соглашаться с выводами таможенного органа?
Все зависит от конкретной ситуации.
Если в представленных документах действительно имеются несогласованности или противоречия, а также основания для сомнений в их достоверности — оспаривание, как правило, малоперспективно.
Однако если размер наценки обоснован экономическими факторами, а представленные документы всё же были поставлены под сомнение таможенным органом, целесообразно подать жалобу в Государственный таможенный комитет.
Примеры положительных решений по таким жалобам действительно существуют.
Вместо заключения
В 2025 году правила игры изменились:
-
формальный пакет документов больше не гарантирует принятие стоимости;
-
внимание сместилось от формы - к содержанию сделки;
-
высокая наценка без экономического объяснения воспринимается как риск.
Главный вывод прост: таможенный контроль все чаще становится контролем экономического смысла.
И выигрывает тот, кто умеет это смысл доказать - цифрами, логикой и прозрачностью.


Как выбираются товары для контроля
Рекомендации импортерам на 2025 год




_edited.jpg)








-Photoroom.png)
