Беларусь является транзитной страной, очень большое количество грузов движется из Европы в направлении Российской Федерации и Казахстана.
Так как отправителем и получателем грузов могут являться нерезиденты Республики Беларусь (компании с местом нахождения в иных юрисдикциях, нежели Республика Беларусь), то таможенное законодательство Республики Беларусь предусматривает возможность привлечения к ответственности перевозчика в случае выявления недостоверных сведений в отношении груза.
Так, основными проблемами, с которыми как правило сталкиваются перевозчики, в ходе таможенного контроля, это следующее:
- находящийся в транспортном средстве товар по своему наименованию, количеству - не соответствует документам;
- документы содержат недостоверные сведения о стоимости товара;
- документы содержат недостоверные сведения о характеристике товара (например указано что перевозятся запасные части/товар в разобранном виде, а фактически – комплектный товар);
- перевозится товар, отсутствующий в документах;
- перевозится товар с недействительными сопроводительными документами (фитосанитарными, ветеринарными и т.п.);
На практике ситуация выглядит следующим образом:
1). Перевозчик заезжает в пункт таможенного оформления и предоставляет в таможенный орган коммерческие документы перевозчика, декларируя тем самым процедуру таможенного транзита;
2). У таможенного органа возникают основания для таможенного контроля, в связи с чем проводится досмотр и составляется акт таможенного досмотра, в котором указывается место размещения товара, выявленные несоответствия и т.д.
3). У водителя / должностных лиц перевозчика берутся объяснения по выявленным фактам.
4). Таможенный орган проводит собственную оценку товара.
5). На транспортное средство и на расчетный счет перевозчика как правило накладывается арест в пределах максимальной суммы штрафа и таможенных платежей по данному товару.
6). В зависимости от выявленных нарушений, составляется протокол об административных правонарушениях, как правило по ч.1 ст.15.5 КоАП Республики Беларусь.
7). Административное дело направляется в суд, который принимает решение о наложении штрафа. Штраф может составлять до 30% от стоимости незаконно перемещаемого товара.
8). Помимо административного штрафа, при выявлении факта незаконного перемещения товаров наступает обязанность уплаты всех таможенных пошлин и ввозного НДС, о чем принимается отдельное решение таможенным органом.
Таким образом, перевозчик несет не просто административную ответственность в пределах 30%, но и обязанность по уплате всех таможенных платежей и НДС как при выпуске товара для внутреннего потребления.
Далее, необходимо дать несколько рекомендаций по тому, как вести себя перевозчику в ситуации перевозки товара:
1). Риски перевозчика как декларанта.
Многие перевозчики попадая в ситуацию таможенного контроля с последующим привлечением к ответственности ошибочно полагают, что они не могут нести ответственность за перемещаемый груз в части его стоимости, точного количества, вида и артикулов, так как согласно п.1 ст.8 КДПГ, при принятии груза перевозчик обязан проверить только:
a) точность записей, сделанных в накладной относительно числа грузовых мест, а также их маркировки и номеров, а также
b) внешнее состояние груза и его упаковки.
К сожалению такое мнение ошибочное. В Беларуси уже устоявшаяся практика, что по таможенному законодательству перевозчик является декларантом. При этом в п.1 ст.7 КДПГ имеется положение, что грузоотправитель несет ответственность за все издержки, ущерб и убытки, причиненные перевозчику вследствие неточности или недостаточности.
Фактически таможенные органы имеют возможность предъявить все требования перевозчику, а тот уже в свою очередь имеет возможность разрешать вопросы о причиненных убытках со своими контрагентами по договору.
2). Действия перевозчика при таможенном контроле
При таможенном досмотре таможенным органом составляется акт в котором подробно излагается, какой товар обнаружен, как он был размещен, в каком количестве и признаки какого правонарушения усматриваются.
В этой части перевозчику необходимо присутствовать и контролировать процедуру досмотра, что бы сведения в акте максимально точно отражали действительность. При этом очень важно сделать фотографии самого товара, его упаковки, маркировки и т.п., а так же видео товара в случае, если от этого зависят характеристики (это важно будет в дальнейшем при оценке стоимости товара, см.п.4).
В случае присутствия – представителю перевозчика будет предложено подписать акт досмотра и в случае своего несогласия, в акте следует сделать отметки о том, в чем не согласен перевозчик по обстоятельствам досмотра.
К примеру, в нашей практике было такое, что таможенный орган в акте указывал, что товар был размещен таким образом, что это затрудняло его обнаружение, в то же время товар просто был упакован в картонные коробки, которые не были скрыты и находились в транспортном средстве ровно так же как и остальной товар и требовалось лишь вскрыть картонную коробку. Такой нюанс в тот момент существенно влиял на квалификацию.
3). Действия перевозчика при опросе
Данная стадия не представляет сложности, но при опросе необходимо максимально подробно указать обстоятельства получения груза и документов.
4). Оценка стоимости товара
Это очень важный этап. Если при таможенном досмотре действительно установлены обстоятельства наличия товара, не указанного в документах, или иного отличного товара, то фактически факт административного правонарушения имеется и опровергать очевидные вещи – малоперспективно. В этой ситуации необходимо сконцентрироваться на том, что бы финансовые последствия были минимальны.
Перевозчик рискует оплачивать не только штраф в сумме до 30% от стоимости товара, но и все таможенные пошлины и НДС (20%), которые так же исчисляются от стоимости товара.
В связи с этим, представление доказательств стоимости товара имеет ключевое значение по таким делам.
В норме КоАП прямо указано, что под стоимостью предмета административного правонарушения понимается стоимость или по товаросопроводительным документам (применяется если стоимость не поставлена под сомнение) или стоимость (цена) аналогичных товаров в Республике Беларусь либо стоимость, определенная с привлечением экспертов (специалистов).
Таможенный орган не связан какими-либо документами (инвойсом и т.п.) и оценивает товар как правило по имеющейся у него ценовой информации. При этом на практике сталкивались, что используется стоимость аналогов его продажи в Республике Беларусь, и такая стоимость не соответствует объективной действительности (так как отпускная стоимость включает в себя и пошлины, НДС, оптовые и розничные надбавки).
В этой ситуации, рекомендуем привлечь эксперта на стадии ведения административного дела. Таким экспертом являются специалисты отделений БелТПП который могут сделать оценку в том числе и дистанционно.
5). Относительно мер обеспечения
Так как стоимость груза может иметь очень существенное значение, то соответственно меры обеспечения в виде ареста счетов могут существенно повлиять на деятельность компании-перевозчика. Как уже указывалось, меры обеспечения будут определяться в сумме 30% от стоимости товара + сумма таможенной пошлины + сумма НДС + сумма пени к тому моменту.
Тут рекомендации исключительно индивидуальны.
6). Составление протокола по административному делу
Таможенный орган всегда вызывает лицо на составление протокола. Игнорировать эту стадию не стоит, так как неявка лица ни на что не повлияет, протокол будет составлен в отсутствие лица и направлен в суд.
В то же время явка на составление протокола позволит более точно понимать состав вменяемого правонарушения и лучше подготовиться к судебному заседанию. На этой стадии рекомендуем заявить ходатайство об ознакомлении с материалами дела, сфотографировать их и сконцентрироваться на оспаривании стоимости предмета таможенного правонарушения.
То есть промежуток времени между датой составления протокола и датой судебного заседания (как правило 2-3 недели) следует потратить на поиск доказательств, опровергающих или ставящих под сомнение расчет стоимости товара, произведенный таможенным органом. Самым лучшим таким доказательством является заключение эксперта.
7). Практика наложения штрафа
В данном случае судебная практика наложения штрафа очень разнообразна. Мы сталкивались и с размером взыскания в 1% и с максимальным размером в 30%. Предсказать исход – невозможно.
При этом стоит помнить, что фактически общая вилка штрафа находится в пределах от 10 до 30%, так как при стоимости предмета правонарушения свыше 100 б.в. (чуть более 1000 евро) размер ответственности не может быть менее 10%.
При этом есть правило, что в случае наличия смягчающего обстоятельства для юридического лица в виде добровольного возмещения или устранения причиненного вреда либо исполнение возложенной на лицо обязанности, за неисполнение которой налагается административное взыскание, размер штрафа может быть уменьшен в 2 раза, т.е. находиться в пределах от 5% до 15%.
Наличие иных обстоятельств влияет только на усмотрение о размере штрафа, к примеру:
-оказание содействия в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении;
-финансово-экономическое положение юридического лица.
8). Уплата таможенной пошлины и НДС
В зависимости от обстоятельств незаконного перемещения, таможенный орган может применить ст.56 ТК ЕАЭС согласно которой у декларанта возникает обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин и НДС как при таможенной процедуре выпуска для внутреннего потребления.
Так как большая часть таможенных пошлин применяется по адвалорной ставке, а так же НДС в размере 20%, то общие финансовые потери перевозчика имеют значительную величину:
-
Административный штраф – до 30% от стоимости товара
-
Таможенная пошлина – условно 5% 15%
-
НДС – 20%
-
Пени – в размере ставки рефинансирования от дня ввоза товара до дня уплаты всех таможенных пошлин и НДС;
Указанные меры применяются принудительно, т.е. перевозчик не может выбирать для себя последствия.
Как вариант, основанием освобождения декларанта от уплаты начисленных таможенных пошлин и НДС является декларирование таможенной процедуры отказа в пользу государства или реэкспорта.
Однако каждый конкретный случай имеет свою специфику.