Контроль таможенной стоимости – что это?
Контроль таможенной стоимости - это то, с чем постоянно сталкиваются импортеры, как крупные, так и средние организации. Ввозимый товар часто подпадает под контроль системы управления рисками (СУР) и таможенный орган не соглашается с заявленной декларантом стоимостью по методу 1 (цена сделки).
В случае такого несогласия, таможенный орган корректирует стоимость ввозимого товара для целей исчисления пошлины и НДС исходя из собственной базы данных. Импортеру же предоставляют возможность доказать цену сделки в течение определенного срока (как правило 60 дней) и предлагают представить пакет документов в подтверждение стоимости.
Наше адвокатское бюро успешно решает проблемы корректировки таможенной стоимости путем консультаций и помощи в подготовке таких документов. Уникальный опыт не только отличает нас от других, но и лежит в основе нашего успеха. Мы предлагаем широкий спектр услуг и решений, призванных помочь компаниям отстоять свою первоначальную стоимость, и следовательно повысить эффективность и конкурентоспособность цены своего продукта на рынке.
Как подавать документы?
В рамках дополнительной проверки, документы в таможенный орган подаются одним пакетом один раз. Последующее уточнение сведений, досылка некоторых документов - не допускается.
Таможенный орган не примет во внимание то, что не было предоставлено при первой подаче документов. Поэтому рекомендуем Вам изначально обратиться к профессионалам, так как риск допустить ошибку- значителен, равно как и сумма пошлины и НДС.
Если Вы уже подали документы, но забыли приложить какой-то из важных документов, то можно написать заявление, что бы Вам вернули ваше письмо с документами и не рассматривали его, а вместо него подать новый пакет, но важно это успеть сделать не позднее того срока, который указывает таможня в своем решении.
Рекомендации по подготовке документов при корректировке таможенной стоимости:
ПРАВИЛО 1: знать весь перечень документов
Получите письменное требование о предоставлении документов. Таможня просит предоставить стандартный список из 10-12 позиций, и это как правило:
-
экспортная декларация
-
прайс-лист продавца / производителя
-
документы об оплате
-
калькуляция себестоимости
-
документы по реализации оцениваемого товара
-
документы о стоимости аналогичных, идентичных товарах
-
взаимосвязь покупателя и продавца
-
и тому подобные документы
ПРАВИЛО 2: на каждый пункт запроса - должен быть свой документ, даже если такого документа нет
Очень тщательно и скрупулёзно подготовьте документы по каждому пункту. Даже если какого-то документа объективно нет, это не значит что информацию о нем не надо указывать (например, таможенный орган всегда просит калькуляцию стоимости товара, однако в 99% ваш иностранный контрагент такой документ не предоставит по 2 причинам:
-
они просто не составляются им
-
партнер явно не хочет показывать вам свои затраты и прибыль.
Таможенное законодательство предусматривает следующее:
В качестве объяснения причин, по которым документы и (или) сведения, запрошенные таможенным органом у декларанта при проведении контроля таможенной стоимости товаров, не могут быть представлены и (или) отсутствуют, рассматриваются представленные декларантом документы и (или) сведения, в том числе письменные пояснения, подтверждающие, что:
а) запрошенный документ не существует или не применяется в рамках сделки;
б) лицо, располагающее запрошенными документами и (или) сведениями, отказало декларанту в их предоставлении или декларантом не получен ответ от лица, располагающего запрошенными документами и (или) сведениями.
Решение: Направить контрагенту запрос и получить ответ, почему калькуляции не существует. Такой ответ как «мы калькуляцию не предоставим, потому что это коммерческая тайна» - таможню с большой долей вероятности может не устроить.
Вам будет указано, что контрагент такой документ имел возможность предоставить напрямую в таможенный орган, а коммерческая тайна не является объективной причиной непредоставления.
ПРАВИЛО 3: Прайс-лист - это важно
Очень внимательно отнеситесь к предоставляемому прайс-листу, перепроверьте несколько раз, что бы стоимость прайс-листа не отличалась от вашего инвойса. Ошибка даже в одном евроценте будет основанием для того, что бы не был принят весь ваш пакет документов.
Рекомендация: Ваш поставщик предоставит свой стандартный прайс-лист, но его не примет в качестве действительного таможня если в нем не будет указан срок его действия и условия поставки. Да, даже если это многолетне используемый стандарт прайс-листа вашего поставщика. Вы конечно не догадываетесь, что вы должны знать требования таможни, предъявляемые к прайс-листам, но вы должны это знать.
ПРАВИЛО 4: согласованность во всем
Необходимо проверить согласованность всех документов между собой. К примеру, если у вас продавец «А», а в экспортной декларации в качестве отправителя указан «Б», пусть даже и специализированная компания продавца «А», то об этом должны быть даны пояснения таможне.
Согласованность документов между собой должна быть во всем. Даже если в китайском коносаменте указан номер судна из 12 цифр и букв, а в выданном документе порта Клайпеды указана одна другая буква или цифра (например N и H) – это уже несогласованность документов между собой. Помните, океанские лайнеры разгружаются в Гамбурге и до Клайпеды контейнер плывет на другом судне. Это надо разъяснить таможне, если у вас разные морские документы с разными номерами судна.
ПРАВИЛО 5: толкование и перевод - очень внимательно
Внимательно отнеситесь к толкованию запроса таможни. На какие товары просят предоставить документы? Оцениваемые, идентичные, однородные, аналогичные? Это звучит как одно и тоже, но это не так.
Все документы, которые имеют иностранный текст, должны быть переведены на русский (белорусский) язык, а перевод удостоверен. Достаточно удостоверения работником самого декларанта. Пока можно обойтись без профессионального переводчика.
ПРАВИЛО 6: сопроводительное письмо - ваше главное доказательство в будущем споре
Подготовьте сопроводительное письмо в таможню, в котором подробно опишите все документы по каждому требованию таможенного органа. Просто письмо с перечнем предоставляемых документов – может оказаться недостаточным.
Рекомендация: если у вас таможня запросила документы о перегрузке товара, а у вас есть только морcкой коносамент и CMR-накладная, то недостаточно указать их в перечне документов. Необходимо в сопроводительном письме разъяснить, почему нет документа о перегрузке, не смотря на то, что очевидным является движение товара с корабля на автомобиль по соответствующим унифицированным документам.
ПРАВИЛО 7: факт подачи необходимо подтвердить
Сопроводительное письмо с приложением своих документов необходимо отправить или отвезти в таможенный орган, получив отметку об их принятии.
Если уже после подачи документов вы нашли дополнительный документ, или нашли ошибку в уже переданных документах, то бесполезно сообщать об этом таможне , -это не будет принято во внимание.
При этом помните, что когда в решении таможни указано предоставить документы до 15 числа, это значит последним днем следует считать 14 число. Если данное число выпадает на выходной день, то сроком подачи считается первый рабочий день.
ПРАВИЛО 9: таможня - это серьезно
Если первоначально предоставленные документы не устроили таможенный орган – на это есть основания:
-
несогласованность документов
-
непредставление некоторых документов
-
отсутствие причин непредставления конкретного запрашиваемого документа.
Опровергнуть такие основания в суде или в ГТК уже проблема. Рекомендуем ответственно отнестись к этапу подготовки документов в сам таможенный орган, чтобы избежать последующего обжалования, которое совсем не простое, а результат обжалования – не гарантированный.
Согласно статистике, процент положительных решений по спорам против таможенных органов составляет около 12%.
Хотите узнать подробности подготовки документов при корректировке таможенной стоимости?
Обратитесь адвокату Сергею Хмылко, которое специализируется на спорах с таможенными органами и юридическим сопровождением внешнеэкономической деятельности. Мы проконсультируем вас по вашей проблеме и подготовим необходимые документы для таможни при импорте.