top of page
timelab-pro-yx20mpDyr2I-unsplash_edited.jpg

Постконтроль таможенной
стоимости

pexels-ovan-62693.jpg

Что такое контроль таможенной стоимости?

pexels-ovan-62693.jpg

Какая стоимость подлежит контролю?

pexels-ovan-62693.jpg

Какой срок таможенного контроля?

pexels-ovan-62693.jpg

Какие критерии таможенного контроля и недостоверного определения таможенной стоимости?

pexels-ovan-62693.jpg

Что делать при контроле таможенной стоимости?

pexels-ovan-62693.jpg

Контроль таможенной стоимости взаимосвязанных лиц

pexels-ovan-62693.jpg

Последствия таможенного контроля

Авторы:

PRINT-FOTOPROFIBY-184.jpg

Сергей Хмылко
адвокат 
Минской городской коллегии адвокатов

что такое контроль

Что такое контроль таможенной стоимости?

 

Защита экономических интересов государства, внутреннего рынка от иностранных производителей,  осуществляется с использованием механизма взимания таможенных пошлин с иностранных товаров. Подавляющая часть таможенных пошлин имеет адвалорную ставку, т.е. исчисляется в процентах от стоимости иностранного товара.

Соответственно импортер заинтересован в том, что бы товар имел минимальную стоимость и процент таможенной пошлины был ниже, а таможенный орган заинтересован в выяснении реальной стоимости товара, для правильного исчисления таможенной пошлины, и соответственно имеет возможность сомневаться в той стоимости, которую заявляет импортер.

Такой подход - мировой стандарт, определен Соглашением по применению статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года.

 

Таможенный орган наделен правом контроля таможенной стоимости как непосредственно при перемещении товара на границе (при декларировании), так и после ввоза и выпуска товара на территории ЕАЭС (постконтроль).

 

С точки зрения положения субъекта хозяйствования, постконтроль имеет более негативные последствия, так как если при контроле таможенной стоимости при ввозе товара, таможенный орган предоставляет возможность внесения суммы обеспечения, и субъект уже на данном этапе оценивает для себя экономическую целесообразность дальнейшего ввода товара в экономический оборот на территории ЕАЭС и может отказаться от ввоза, заявить реэкспорт, то при постконтроле, после выпуска товара, доначисленные таможенные пошлины и НДС взыскиваются в безусловном порядке, то есть блокируют расчетный счет субъекта и усложняют ему деятельность, а в некоторых случаях – если сумма слишком велика, могут привести и к банкротству.

Это, если можно так выразиться,  своего рода неочевидная ловушка для субъекта хозяйствования.

 

Какая стоимость подлежит контролю?

 

У таможенного органа имеется собственная система управления рисками, которая работает в автоматическом режиме и определяет необходимость контроля таможенной стоимости. Эта система работает как при ввозе товара (то есть при подаче декларации), так и в последующем при анализе уже ввезенного товара.

Система имеет индикативы, исходя из которых требует дополнительного контроля таможенной стоимости в случае, если декларируемая стоимость по конкретной декларации ниже индикатива.

Основанием для постконтроля служат данные как системного анализа ввезенных конкретным субъектом товаров относительно иных импортеров, так и иные факты, которые становятся известны таможенному органу: оперативная информация, наличие взаимосвязи, пороки в документах, недостоверные сведения, обмен информации с иными странами и т.п.

Так же таможенные органы имеют свою оценку критериев для выборочных проверок https://www.customs.gov.by/ru/risk-ru/

 

Какой срок таможенного контроля?

 

Как уже указывалось, таможенный орган может проводить таможенный контроль:

А). при ввозе товара, т.е. до принятия решения о его выпуске принять решение о предоставлении дополнительных документов для контроля, предоставив срок их предоставления не более 60 дней и выпустив товар с обеспечением уплаты таможенных пошлин и НДС;

Б). после выпуска товара на территории ЕАЭС (постконтроль).

Общий срок такого постконтроля – 3 года с момента ввоза товаров (получения товаров).

В особых случаях такой срок составляет 5 лет (выездная проверка), а именно:

по поручениям Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, Председателя Комитета государственного контроля и его заместителей, Генерального прокурора и его заместителей;

по поручениям органов уголовного преследования по возбужденным уголовным делам;

в ряде случаев для изучения дополнительных вопросов по делам, поступившим в органы уголовного преследования, суды;

 

 

Какие критерии таможенного контроля и недостоверного определения таможенной стоимости?

 

Основные критерии, которые необходимо знать, для понимания величины риска начала контроля таможенной стоимости, изложены в п.5 Положения об особенностях проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза (утверждены Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии № 42)

Так, при проведении контроля таможенной стоимости товаров, в том числе после их выпуска, признаками недостоверного определения таможенной стоимости товаров являются, в частности, следующие обстоятельства:

а) выявление несоответствия сведений, влияющих на таможенную стоимость ввозимых товаров и содержащихся в одном документе, иным сведениям, содержащимся в том же документе, а также сведениям, содержащимся в иных документах, в том числе в документах, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары, сведениям, полученным из информационных систем таможенных органов, и (или) информационных систем государственных органов (организаций) государств-членов в рамках информационного взаимодействия таможенных органов и государственных органов (организаций) государств-членов, и (или) из других источников, имеющихся в распоряжении таможенного органа на момент проведения проверки, сведениям, полученным другими способами в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, входящими в право Союза, и (или) законодательством государств-членов;

Комментарий:

Несогласованность сведений в документах влечет таможенный контроль и может повлечь корректировку таможенной стоимости.

Примерами может быть следующее:

- в декларации в качестве стоимости указана одна сумма, а в прайс-листе продавца - иная;

- декларант заявил сумму в долларах, а по сделке сумма в евро;

- декларант указал стоимость сделки, а из счета усматривается что этот только сумма предоплаты;

- декларант заявил стоимость на условиях CIF Минск, а из морского коносамента усматривается что это стоимость FOB Шанхай

 

б) выявление более низкой цены ввозимых товаров по сравнению с ценой идентичных или однородных товаров при сопоставимых условиях их ввоза;

 

Комментарий:

Это классика использования системы управления рисками. Декларант при декларировании заявляет код ТН ВЭД, которые попадает в базу данных вместе с декларируемой стоимостью в долларах за 1 кг. В случае, если в базе данных аналогичный товар имеет более высокую стоимость – то это является признаком недостоверного декларирования.

При этом критериев расхождения стоимости (5% или 105%) – доступной информацией не известны.

Исходя из одного из последних дел, рассмотренных Верховным Судом* (http://www.court.gov.by/ru/justice_rb/praktice/acts_vs/economics/c4ff6d1d9050437d.html), в качестве примера более низкой стоимости указан следующий анализ:

заявленная декларантом стоимость составила от 0,35 до 0,94 доллара США за 1 кг, имеющаяся в распоряжении таможенного органа стоимость на такой товар от 0,35 до 1,44 доллара США заявленная декларантом стоимость составила от 0,35 до 0,80 долларов США, имеющаяся в распоряжении таможенного органа стоимость на такой товар от 0,5 до 11,09 долларов США.

Можно сказать, что любой товар может попасть под контроль с учетом данной методики.

 

в) выявление более низкой цены ввозимых товаров по сравнению с ценой идентичных или однородных товаров, определенной в соответствии с информацией о биржевых котировках, биржевых индексах, ценах аукционов, информацией из ценовых каталогов;

 

Комментарий:

Аналогичный подход, как и в п.(б), только вместо внутренней базы данных таможенных органов, товар сопоставляется с общедоступными сведениями.

Например, ввозится новый автомобиль Ауди, стоимость которого может отличаться в 2 раза в зависимости от комплектации. Исходя из каталога на такой новый автомобиль, таможенный орган может прийти к выводу, что стоимость изготовителя выше. Аналогично и при ввозе такого автомобиля бывшего в употреблении, таможенный орган может проверить стоимость такого товара на аукционах, торговых площадках.

 

г) выявление более низкой цены ввозимых товаров по сравнению с ценой компонентов (в том числе сырьевых), из которых произведены (состоят) ввозимые товары;

 

Комментарий:

Сопоставляется стоимость товара со стоимостью его компонентов. Например, мировая стоимость 100 грамм серебра – 75 долларов, а декларант декларирует часы из серебра и заявляет стоимость 50 долларов. Очевидно, что это основание для контроля такой стоимости. 

 

д) наличие взаимосвязи продавца и покупателя ввозимых товаров в сочетании с более низкой ценой ввозимых товаров по сравнению с ценой идентичных или однородных товаров, продажа и покупка которых осуществлялись независимыми продавцом и покупателем;

 

Комментарий:

Высокорисковая ситуация, о которой часто незадумываются импортеры. На практике многие экономические цепочки поставок складываются через взаимосвязанные лица, при этом иногда директора компании и не знают об этом: 

очевидный пример: завод изготавливает товар в Польше – поставляет своей дочерней компании в Беларуси

неочевидный пример: транснациональная компания через сложное (но законное) структурирование имеет доли в разных компаниях в Литве, Латвии, Беларуси, России, Украине и Товар производимый в Латвии импортируется в Беларусь, при этом у белорусской компании акционер российская компания, у которой в свою очередь акционер международная компания, которая одновременно через свою иную компанию является акционером латвийской компании.

Эта ситуация будет чуть детальнее разобрана ниже.

 

е) наличие оснований полагать, что структура таможенной стоимости ввозимых товаров не соблюдена (например, к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, не добавлены либо добавлены не в полном объеме лицензионные и иные подобные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, расходы на перевозку (транспортировку) ввозимых товаров, расходы на страхование и т.п.).

 

Комментарий:

Ситуация, при которой цена товара сформирована таким образом, что усматривается ее занижение через известные неотъемлемые дополнительные компоненты стоимости. К примеру, декларант ввозит 20 тонн товара в морском контейнере из Китая и декларирует его стоимость в 2000 долларов США, в то время как таможенному органу известно, что только доставка морского контейнера составляет 1 900 долларов. 

 

Что делать при контроле таможенной стоимости?

 

В зависимости от вида контроля (при ввозе или постконтроль), а так же исходя из оснований его проведения – определяется порядок действий декларанта.

И при таможенном контроле стоимости при ввозе товара, и при постконтроле, как правило для целей дополнительной проверки таможенной стоимости таможенной орган запрашивает ряд документов (8-12 пунктов). 

Декларанту важно предоставить все документы, дать пояснения по ряду обстоятельств ввоза, которые имеют неясный или неоднозначный  характер, а так же дать пояснения по тем документам, которые не могут быть предоставлены.

Мы рекомендуем подготовку таких документов осуществлять в форме сопроводительного письма, где на каждое требование таможни (8-12 позиций)  предоставлять документы с краткими пояснениями, либо давать пояснения об отсутствии/невозможности предоставления конкретного документа по объективным причинам.

Непредставление хотя бы одного запрашиваемого документа, или не пояснение причины отсутствия какого-либо документа в должной мере – может привести таможенный орган к выводу о том, что таможенная стоимость не основывается на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации. Таможенный орган проведет корректировку таможенной стоимости.

 

При этом очень важно помнить, следующие моменты:

1). В качестве объяснения причин непредставления документов может являться только два обстоятельства:

а) запрошенный документ не существует или не применяется в рамках сделки;

б) лицо, располагающее запрошенными документами и (или) сведениями, отказало декларанту в их предоставлении или декларантом не получен ответ от лица, располагающего запрошенными документами и (или) сведениями.

Таким образом необходимо принять меры по получению документов и предоставить документальное подтверждение отказа в их предоставлении со стороны контрагента.

2). Ссылка на коммерческую тайну с большой долей вероятности не будет принята таможенным органом, так как исходя из практики проверок таможенный орган указывает, что такой документ мог быть предоставлен непосредственно в таможенный орган (тем самым тайна была бы соблюдена);

3). Содержание некоторых документов должно иметь определенные требования (например срок действия прайс-листа, условия поставки). Указание в прайс-листе иного условия поставки, чем предусмотрено договором, при той же стоимости – скорее всего позволит таможенному органу сделать вывод что стоимость не основывается на документально подтвержденной информации.

4). Необходимо понимать, какие сведения из Вашей сделки могут быть непонятны таможенному органу для целей оценки размера и структуры таможенной стоимости сделки и в этой части необходимо предоставить объемные пояснения

Из последнего примера: импортировался товар с практически одинаковым наименованием, но стоимость в прайс-листе отличалась в 2 раза, при этом из прайс-листа не усматривалось, в чем отличие между товаром. Соответственно при таможенном контроле таможенный орган поставил под сомнение задекларированную стоимость, посчитав, что достаточные пояснению этому обстоятельству не представлены.

5). Документы должны иметь перевод на русский или белорусский язык. Законодатель не устанавливает нотариальную или специальную форму перевода, достаточно если он будет выполнен работниками самого предприятия, но важно, что бы перевод был достоверным.

 

 

Определение стоимости сделки имеет свои особенности, которые необходимо представить (доказать) для таможенного органа.

 

Эти особенности достаточно объемны, для заинтересованных лиц лучше ознакомиться с ними и с примерами непосредственно в первоисточнике:

http://www.eurasiancommission.org/ru/docs/_layouts/Lanit.EEC.Desicions/Download.aspx?IsDlg=0&ID=3679

 

 

Контроль таможенной стоимости взаимосвязанных лиц

 

Здесь важно помнить, что любой декларант (импортер) может столкнуться с тем, что продавец товара может быть взаимосвязан с ним, даже не подозревая о том, что такая взаимосвязь имеется.

Понятие «взаимосвязанные лица» достаточно широкое и изложено в ст.37 ТК ЕАЭС:

- они являются сотрудниками или директорами (руководителями) организаций друг друга;

- они являются юридически признанными деловыми партнерами, то есть связаны договорными отношениями, действуют в целях извлечения прибыли и совместно

- несут расходы и убытки, связанные с осуществлением совместной деятельности;

они являются работодателем и работником;

- какое-либо лицо прямо или косвенно владеет, контролирует или является держателем 5 или более процентов выпущенных в обращение голосующих акций обоих из них;

- одно из них прямо или косвенно контролирует другое;

- оба они прямо или косвенно контролируются третьим лицом;

- вместе они прямо или косвенно контролируют третье лицо;

- они являются родственниками или членами одной семьи

Если лица являются партнерами в совместной предпринимательской или иной деятельности и при этом одно из них является исключительным (единственным) агентом, исключительным дистрибьютором или исключительным концессионером другого, как бы это ни было представлено, такие лица должны считаться взаимосвязанными для целей настоящей главы, если они отвечают хотя бы одному из указанных условий.

Лицо считается контролирующим другое лицо, если оно юридически или практически имеет возможность ограничивать действия этого лица или управлять ими;

 

Из наших недавних примеров:

- Один иностранец был учредителем иностранной компании, которая в свою очередь была учредителем белорусской компании, и этот иностранец был менеджером в третьей компании, которая была поставщиком товара. Суд посчитал, что это лицо имело возможность контролировать как продавца, так и покупателя. 

- Иностранная крупная компания была учредителем российской компании, которая в свою очередь учредитель белорусской компании, а белорусская компания была покупателем у украинской компании, небольшой долей которой владела та же крупная иностранная компания;

Однако сама по себе взаимосвязь не является основанием для неприменения таможенной стоимости по методу сделки (метод 1), главным обстоятельством является то, что бы взаимосвязь не повлияла на цену.

Законодатель предусмотрел возможность доказывания приемлемости стоимости посредством двух способов (п.5 ст.39 ТК ЕАЭС):

1). Оценка сопутствующих продаже обстоятельства

2). Оценка с помощью проверочных величин

 

Для подтверждения отсутствия влияния взаимосвязи между продавцом и покупателем на цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате, декларант (таможенный представитель) должен представить документы и сведения, подтверждающие, например, что:

а) рассматриваемая цена товаров установлена исходя из обычной ценовой практики, принятой в соответствующем секторе производства товаров;

б) рассматриваемая цена товаров установлена таким же образом, каким продавец устанавливает цены товаров при продажах покупателям, не являющимся взаимосвязанными с этим продавцом;

в) рассматриваемая цена товаров обеспечивает покрытие всех расходов и получение прибыли, соответствующей обычной прибыли продавца за достаточно представительный период времени (например, на среднегодовом уровне) при продаже товаров того же класса или вида.

Для доказательства, что стоимость сделки с ввозимыми товарами близка к одной из следующих проверочных величин, имеющих место в тот же или соответствующий ему период времени, в который ввозимые товары пересекали таможенную границу Таможенного союза:

а) стоимость сделки с идентичными или однородными товарами при продажах таких товаров покупателям, не являющимся взаимосвязанными с продавцом лицами, для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза. 

б) таможенная стоимость идентичных или однородных товаров, определенная согласно метода 4 (метод вычитания);

в) таможенная стоимость идентичных или однородных товаров, определенная согласно метода 5 (метод сложения).

 

 

Последствия таможенного контроля

 

Таможенный орган может сделать вывод, что представленные документы и сведения не устраняют выявленные таможенным органом основания для проведения таможенного контроля и не подтверждают достоверность заявленных сведений о таможенной стоимости товаров.

 

В случае, если таможенный контроль осуществлялся при ввозе товара и товар выпущен для внутреннего потребления под уже оплаченное обеспечение таможенных платежей – то таможенный орган принимает решение о внесении изменений в декларацию и засчитывает ранее уплаченную сумму обеспечения в бюджет.

 

В случае если проводился постконтроль, то такая проверка оформляется актом камеральной проверки с обязательным вручением копии акта субъекту хозяйствования под роспись или по почте. Декларант в течение 15 рабочих дней вправе представить свои возражения, по рассмотрению которых таможенный орган выносит заключение, а в последствии принимает решение о доначислении суммы таможенных платежей (пошлины и НДС), а так же пени.

Как правило, при составлении акта проверки, таможенный орган накладывает арест на расчетный счет субъекта в размере предварительно рассчитанной суммы недоплаченных таможенных платежей.

Размер пени может рассчитываться за все три года.

В случае, если уплатить основной долг и 50% пени в течение 10 дней с момента вынесения решения, то от оставшихся 50% субъект освобождается.

Помимо решения о доплате таможенных платежей и пени, субъект так же привлекается к административной ответственности с взысканием штрафа в сумме 20%.

 

При несогласии с решением о внесении изменений в декларацию (контроль при ввозе) или с решением по акту проверки, субъект имеет право подать жалобу в Государственный таможенный комитет (без уплаты пошлины) или в суд (с уплатой пошлины (для юрлица – 20 б.в., для ИП – 10 б.в.).

Срок подачи жалобы – 1 год.

При этом рассмотрение в ГТК происходит без участия лица, ответ получается по почте.

В суде рассмотрение происходит с вызовом сторон, изучением доказательств и состязательностью процесса.

Приложение:

Таможенным законодательством определен примерный перечень документов, которые вправе запросить таможенные органы:

а) прайс-листы производителя ввозимых товаров, его коммерческие предложения;

б) прайс-листы, коммерческие предложения, оферты продавцов ввозимых, идентичных, однородных товаров, а также товаров того же класса или вида;

в) таможенная декларация страны отправления (происхождения, транзита) товаров, если заполнение такой таможенной декларации предусмотрено в стране отправления (происхождения, транзита) товаров;

г) документы об оплате ввозимых товаров;

д) отгрузочные (упаковочные) листы;

е) бухгалтерские документы о принятии ввозимых, идентичных, однородных товаров на учет;

ж) сведения о стоимости ввозимых товаров в разрезе торговых марок (брендов), моделей, артикулов;

з) договоры, в соответствии с которыми ввозимые, идентичные, однородные товары продаются на таможенной территории Союза;

и) пояснения относительно оснований и условий предоставления продавцом скидок покупателю;

к) документы и сведения о физических и технических характеристиках, качестве и репутации ввозимых товаров, а также об их влиянии на цену ввозимых товаров;

л) документы и сведения о перевозке (транспортировке) ввозимых товаров, их погрузке, разгрузке или перегрузке и проведении иных операций, связанных с перевозкой (транспортировкой) ввозимых товаров;

м) документы и сведения, подтверждающие расходы на производимые после ввоза товаров на таможенную территорию Союза строительство, возведение, сборку, монтаж, обслуживание или оказание технического содействия в отношении таких товаров, как промышленные установки, машины или оборудование (смета и график проведения монтажных и пусконаладочных работ, акты выполненных работ и т.п.);

н) документы, подтверждающие отсутствие взаимосвязи между продавцом и покупателем или отсутствие влияния взаимосвязи между продавцом и покупателем на стоимость сделки с ввозимыми товарами, в том числе:

документы и сведения о принадлежащих продавцу и (или) покупателю голосующих акциях организаций государств-членов и третьих стран;

документы, подтверждающие стоимость сделки с идентичными или однородными товарами при их продаже покупателям, не являющимся взаимосвязанными с продавцом лицами, для вывоза на таможенную территорию Союза;

документы, подтверждающие таможенную стоимость идентичных или однородных товаров, определенную по методу вычитания (метод 4);

документы, подтверждающие таможенную стоимость идентичных или однородных товаров, определенную по методу сложения (метод 5);

иные документы и сведения, характеризующие сопутствующие продаже обстоятельства, в том числе способ, которым покупатель и продавец организуют свои коммерческие отношения, и то, каким образом была установлена цена товаров;

о) лицензионный договор, счет-фактура, банковские платежные документы, бухгалтерские и иные документы, содержащие сведения о платежах за использование объектов интеллектуальной собственности, которые относятся к ввозимым товарам;

п) иные документы и сведения, в том числе полученные декларантом от иных лиц, включая лиц, имеющих отношение к производству, перевозке (транспортировке) и реализации ввозимых товаров.

какя стоимость подлежит
какой срок таможенного
какие критерии таможенного контроля
что делать при контроле таможенной стоимости
контроль таможенной стоимости взаимосвязанных лиц
последствия таможенного контроля
bottom of page