top of page

Лицензионные платежи повышают риски для бизнеса

  • Фото автора: Сергей Хмылко
    Сергей Хмылко
  • 28 мая
  • 2 мин. чтения

Субъекты хозяйствования стали чаще сталкиваться с доначислением таможенных пошлин, в т.ч. в связи с включением лицензионных платежей в таможенную стоимость ввезенных товаров.


В России случаи включения в таможенную стоимость ввезенных товаров лицензионных платежей и дивидендов широко распространены. Происходит это не сразу в момент импорта продукции, а в рамках постконтроля спустя некоторое время, иногда через несколько месяцев или лет.


Дело в том, что таможенные органы выявляют факты, когда стороны сделки для снижения фискальной нагрузки и получения дополнительной выгоды якобы не в полной мере отражали цену ввоза товара. Проще говоря, российские власти стали считать, что иногда взаимозависимые лица занижают стоимость товара при ввозе для получения более высокой маржи, которая после реализации продукции распределяется и перечисляется зарубежной компании в виде лицензионных платежей и дивидендов.

Поэтому, когда российские проверяющие органы устанавливают, что такие манипуляции осуществлялись и бюджету нанесен ущерб, дивиденды и лицензионные платежи включаются в таможенную стоимость и пошлины доначисляются. И это в РФ далеко не единичные кейсы.


Во время недавнего заседания коллегии Федеральной таможенной службы России было объявлено, что за 2024 год по итогам постконтроля таможенные органы взыскали более 43 млрд RUB, что на 67% больше по сравнению с 2023 г.


Одна из причин такого роста – «инициированный ФТС России камеральный контроль» и «включение в структуру таможенной стоимости дивидендов и лицензионных платежей», что принесло российскому бюджету в 2024 г. более 22 млрд RUB.


В белорусских судах кейсы о включении лицензионных платежей в таможенную стоимость уже встречаются. «ЭГ» попросила адвоката Минской городской коллегии адвокатов Сергея Хмылко, который специализируется на таможенных делах, рассказать о правоприменительной практике и рисках для субъектов хозяйствования.


– В какой мере российские подходы, связанные с включением в таможенную стоимость дивидендов и лицензионных платежей, характерны для белорусской практики?


– По моим наблюдениям, с учетом клиентских дел, которые в этом году поступают, фактов корректировки таможенной стоимости товара в рамках постконтроля стало больше.


Речь идет о случаях, когда спустя некоторое время после ввоза товаров, иногда через несколько лет, таможенные органы приходят к выводу, что импортером неверно была определена таможенная стоимость, в т.ч. и в части невключения лицензионных платежей, а также неверно определен код ТН ВЭД для товара или выяснено о занижении стоимости. Соответственно, они вносят изменения, что часто приводит к увеличению таможенной стоимости продукции и доначислению пошлин.


Практика включения в таможенную стоимость лицензионных платежей, могу подтвердить, в этом году встречается. Что касается дивидендов, в моей практике таких дел не было, но допускаю, что этот вопрос не за горами и будут иметь место проверки по факту выплаты дивидендов, которые подлежали бы включению в таможенную стоимость, если будет установлена манипуляция ценой ввозимой продукции между взаимозависимыми лицами.


Я думаю, что проверки по данному вопросу будут, и это будущий тренд. В России эта практика уже имеется.


 
 
 

Комментарии


bottom of page