КЛАССИФИКАЦИЯ ТН ВЭД

pexels-ovan-62693.jpg

Что такое код ТН ВЭД?

pexels-ovan-62693.jpg

Ошибка в определении кода может очень дорого стоить

pexels-ovan-62693.jpg

Негативные истории I Позитивные истории

pexels-ovan-62693.jpg

Как правильно определить код ТН ВЭД?

pexels-ovan-62693.jpg

Что делать если таможня проверяет
код ТН ВЭД?

Авторы:

PRINT-FOTOPROFIBY-184.jpg

Сергей Хмылко
управляющий партнер, адвокат

PRINT-FOTOPROFIBY-41.jpg

Павел Бондюк
юрист

 
 

Apple Watch – это наручные часы, предназначенные для ношения на себе или аппаратура для передачи данных? От правильно ответа зависит сколько компания заплатит пошлины: 10% или 0%, и заплатит ли штраф.

 

Что такое код ТН ВЭД?

 

Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС) – это классификатор товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, который применяется в таможенных операциях стран-участниц ЕАЭС, в том числе с целью определения единого таможенного тарифа (размера пошлины, подлежащей уплате).

В 1988 году Всемирной торговой организацией была разработана Гармонизированная система описания и кодирования товаров (Harmonized Commodity Description and Coding System, далее – ГС). ГС представляет собой древовидную иерархическую структуру, содержащую 21 секцию, 96 глав и более чем 5 тысяч заголовков и подзаголовков, построенную по принципам логического разделения номенклатуры на группы в зависимости от способа происхождения/производства, химического состава и назначения использования продукта.
 

Как это работает?


Для Беларуси, как для члена ЕАЭС, с 01.01.2017г. действует классификатор, утвержденный Решением Совета ЕЭК  № 101 от 18.10.2016 Каждый элемент товарной номенклатуры имеет код, наименование, дополнительные единицы измерения и ставку ввозной пошлины. Основной единицей изменения в классификаторе является килограмм. ТН ВЭД ЕАЭС состоит из 21 раздела, 97 групп и содержит свыше 15 тысяч элементов.


Алгоритм определения кода сводится к последовательному применению шести правил классификации товаров - так называемых Основные Правила интерпретации ТН ВЭД (далее – ОПИ ТН ВЭД).


Для точной классификации номенклатурной позиции необходимо хорошо знать устройство и назначение товара (его определяющие свойства), принцип работы (уметь выделить главные функции), материал, из которого он изготовлен, иногда нужно знать также технологию изготовления товара. Систематизация основана на четырех основных критериях:

Материал, из которого изготовлен продукт (физико-химический состав)

Форма изделия

Назначение товара, его основные функции

Степень обработки (переработки)

Почему это важно?

 

От определения кода ТН ВЭД зависит размер таможенной пошлины, подлежащей уплате при ввозе товара, а так же иные обязанности организации, например по приобретению контрольных идентификационных знаков, использования льгот и т.п.

Ошибка в определении кода может очень дорого стоить

По умолчанию, обязанность правильного определении кода ТН ВЭД лежит на самом субъекте хозяйствования.

Таможенный орган лишь проверяет правильность классификации. При этом такая проверка является одной из форм таможенного контроля, которая может осуществляться в течение 3 лет с момента ввоза товара.

На практике, проверить каждую таможенную декларацию на предмет правильности кода до выпуска товара в обращение – невозможно, поэтому таможенные органы активно используют постконтроль, когда такая проверка осуществляет уже после ввоза товара но в пределах трехлетнего срока.

Для субъекта хозяйствования такой механизм несет дополнительные риски, так как при ввозе товара субъект формирует свою отпускную цену исходя из задекларированной стоимости и примененной к ней пошлины, а изменение размера пошлины спустя 2 года, когда товар уже реализован покупателем исходя из начальной ценовой стратегии – может повлечь убыточность для субъекта.

Так же изменение кода до выпуска товара в свободное обращение позволяет субъекту оценить перспективы дальнейшей реализации и в случае необходимости, реэкспортировать товар.

 

Очень тонкая грань

 

Проблема классификации товара сводится к тому, что товар с точки зрения его свойств и функций, может попадать под описание нескольких  товарных позиций. Выше приведен пример со смарт-часами, которые буквально попадают под описание товарной позиции «часы», но исходя из основной функции – относятся к товарной позиции «аппаратура для передачи данных».

К примеру, субъект хозяйствования ввез на территорию ЕАЭС товар «термостатические смесительные клапаны» и задекларировал его по коду 8481 80 110 0 ТН ВЭД ЕАЭС, а именно «Краны, клапаны, вентили и аналогичная арматура для трубопроводов, котлов, резервуаров, цистерн, баков или аналогичных емкостей, включая редукционные и терморегулируемые клапаны: арматура прочая: краны, клапаны и арматура для раковин, умывальников, биде, резервуаров для воды, ванн и аналогичного оборудования: арматура смесительная», пошлина по которому составляет 7%.

Таможенный орган в рамках постконтроля запросил инструкцию и упаковку от товара, фотографии самого товара и установил, что в нем имеется функция «защиты от ожога», градуировка по температуре, диапазон, в районе которого может быть отрегулирована температура исходящей смешанной воды, и посчитал, что данные функции товара свидетельствуют о его принадлежности к товарной позиции 8481 80 510 0 ТН ВЭД ЕАЭС «Краны, клапаны, вентили и аналогичная арматура для трубопроводов, котлов, резервуаров, цистерн, баков или аналогичных емкостей, включая редукционные и терморегулируемые клапаны: арматура прочая: арматура регулирующая: регуляторы температуры», пошлина для которого составляет 10%.

Таким образом на субъект хозяйствования была возложена обязанность доплатить пошлину с учетом пени и НДС, а так же субъект привлечён к административной ответственности за несвоевременную уплату налоговых обязательств.

 

Негативные истории на грани абсурда

 

Основное правило, которое следует помнить субъекту хозяйствования – это п.4 ст.20 ТК ЕЭАС, согласно которому, коды товаров, указанные в коммерческих, транспортных (перевозочных) и (или) иных документах, а также в заключениях, справках, актах экспертиз, выдаваемых экспертными учреждениями, не являются обязательными для классификации товаров.

Это означает, что никакие документы и доказательства не имеют значение для таможенного органа для целей оценки товара.

Как уже указывалось выше,  действующий на территории ЕАЭС классификатор основан на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров ВТО, т.е. описание товаров практически единое для всех стран.

Товар производимый в Германии / Франции / Китае уже классифицирован в данных странах и код часто можно встретить в коммерческих документах продавца (инвойсе) или даже официальных документах страны происхождения (сертификат о происхождении, сертификаты испытаний и т.п.).

Однако данные документы – не являются обязательными для таможенных органов, и решение таможенного органа может отличаться от того, как классифицируют товар в остальном мире.

Более того, даже известен случай, когда решение белорусской таможни отличается от решения российского таможенного органа.

Так, на территорию третьей страны производится товар - «Клеенка подкладная резинотканевая». Данный товар ввозится на территорию Беларуси и России разными субъектами хозяйствоания и декларировался под кодом «Изделия гигиенические или фармацевтические (включая соски) из вулканизованной резины, кроме твердой резины, с фитингами из твердой резины или без них: прочие».

Таможенный орган и России и Беларуси в рамках постконтроля приняли решение о необходимости классификации товара по коду «текстильные материалы прорезиненные.. - прочие» с доначислением пошлины 5%.

Оба решения оспаривались в судебных инстанциях, при этом российский арбитражный суд в трех инстанциях признал выводы таможенного органа необоснованными, и признал необходимость классификации товара по коду 4014, а белорусский экономический суд в трех инстанциях признал решение таможенного органа законным и действует решение, согласно которому этот же товар должен классифицироваться по коду 5906.

 

Так же можно привести пример с игровыми оптическими дисками для игровых консолей.

В Республике Беларусь по решению таможенного органа игровые компьютерные диски подлежат классификации по коду подсубпозиции  50 00 (диски для лазерных считывающих систем: прочие: прочие) с уплатой пошлины 5%, а в Российской Федерации аналогичный товар декларируется  по подсубпозиции 45 00 «диски для лазерных считывающих систем: прочие: для воспроизведения команд, данных, звука и изображения, записанных в доступной для машинного чтения двоичной форме, и которыми можно манипулировать или к которым обеспечивается интерактивный доступ пользователю с помощью вычислительной машины» с беспошлинным ввозом.

 

Позитивные истории

 

Вместе с тем, не смотря на то, что оспорить выводы белорусского таможенного органа весьма сложно, опускать руки не стоит и необходимо бороться за свой код.

Государственным таможенным комитетом было отменено решение региональной таможни при классификации товара «Игровой автомат».

Так, субъект хозяйствования ввез товар  - автомат с грушей для удара кулаком с целью измерения силы такого удара, результат которого отображается на небольшом дисплее.

Региональная таможня в рамках постконтроля посчитала, что данный товар, с учетом наличия в нем дисплея, следует относить к товарной позиции как «игры с экраном».

После жалобы субъекта хозяйствоания, ГТК решение отменил и указал, что в данном товаре, не смотря на наличие дисплея, он лишь показывает результат игры (силу удара), но не воспроизводит изображение (сюжет игры) и соответственно подлежит классификации как «прочие», а не как «игры с экраном».

 

 

Как правильно определить код ТН ВЭД?

 

Таможенное законодательство предусматривает процедуру получения предварительного решения о классификации товара и их аккумулирования в единой базе, а так же предоставляет право уполномоченным органам выносить решения о классификации товаров.

 

В первую очередь необходимо проверить по нескольким источникам интересуемые товар на предмет того, что таможенные органы его уже оценивали и класссифицировали:

Принятые решения по конкретным товарам находятся в базе данных ЕАЭС https://portal.eaeunion.org/sites/odata/_layouts/15/portal.eec.registry.ui/directoryform.aspx?viewid=01d0337c-71f3-455b-950d-d882bf9547d9&listid=0e3ead06-5475-466a-a340-6f69c01b5687&itemid=219#

Следует обратить внимание, как детально описывается товар.

Решения ЕАЭС относительно  классификации сложных товаров размещены на сайте http://www.eurasiancommission.org/ru/act/tam_sotr/departament/KlassPoTNVED_TS/Pages/solutions.aspx

Разъяснения Государственного таможенного комитета: https://www.customs.gov.by/ru/razyasnenia-ru/

 

Если интересующий товар в такой базе данных отсутствует, то в Республике Беларусь можно получить предварительное решение о классификации товара. Такую процедуру осуществляет Минская центральная таможня, подробная процедура регламентирована на сайте таможни https://www.customs.gov.by/ru/predvaritelnye_reshenija_tnved-ru/

 

Стоимость – 300 белорусских рублей.

Предварительное решение выносится в отношении одного наименования товара (включающее определенную марку, модель, артикул или модификацию).

Большой минус данной возможности – это длительный срок принятия решения– до 90 дней (с учетом получения дополнительных документов может длиться до 150 дней).

Большой плюс – наличие предварительного решения с большой долей вероятности исключит в будущем изменение классификационного кода и доначисления налоговых обязательств и штрафов.

Это важно в случае спорности кода и намерения в больших масштабах осуществлять деятельность с товаром. Еще раз подчеркнем, что классификация товара в третьих странах, даже при наличии официальных документов третьих стран с указанием кода – это не является безусловным основанием для применения именно этого кода в ЕАЭС. Таможенный орган имеет право изменить код.

Вместе с тем, так как таможенный орган проводит оценку по документам, то это все равно не исключает ситуации, что в последующем решение может отменено по мотивам того, что представленные документы не в точной мере описывали реальный товар, являлись недостоверными.

 

Что делать если таможня проверяет код ТН ВЭД?

 

На практике таможенный контроль может осуществляться в течение 3 лет после ввоза товара. В любой момент этого срока таможенный орган может проверить правильность заявленного кода. Как правило, таможня, в случае проверки  классификации, присылает субъекту хозяйствования требование о предоставлении документов на товар. Это показатель того, что таможенный орган проводит камеральную проверку и с большой долей вероятности может быть принято решение об изменении классификационного кода.

К данному требованию таможенного органа следует отнестись очень серьезно и именно на данном этапе собрать и представить в таможенный орган убедительные доказательства того, что ваш товар обладает теми характеристиками, свойствами и назначением, который указан в использованном коде ТН ВЭД.

Для этого рекомендуем действовать по следующему алгоритму:

  1. Изучить описание товарной позиции номенклатуры вашего кода, а так же смежного кода, который может быть применен к товару.

  2. Изучить все примечания и дополнительные примечания к разделам и группам ТН ВЭД, примечания к субпозициям как заявленного кода, так и смежного кода.

  3. Изучить Основные правила интерпретации ТН ВЭД;

  4. На основе данной информации выделить то основное свойство / характеристику товара, которая является определяющей для товарной позиции;

  5. Подготовить доказательства того, что товар обладает тем свойством / составом/назначением, которое является определяющим для задекларированного кода:

  6. Подготовить доказательства того, что иное свойство / характеристика / назначение в товаре, которое может являться основанием для классификации по иной товарной позиции – не является определяющим в данном товаре (выше приводили пример с игровым автоматом с экраном)

 

 В качестве доказательств могут использоваться:

 

  • пробы и образцы товара; сертификаты качества, протоколы испытаний, акты экспертиз экспертных организаций;

  • заключения эксперта или заключения специалистов по вопросам свойств товара;

  • технические и нормативно-технические документы (например, технические паспорта, рецептуры и технические условия и др.);

  • схемы, чертежи, рисунки и фотографии товара;

  • рекламные проспекты, информационные листки, сведения с сайтов производителя и т.п.

 

Подчеркиваем, что в данном случае нет необходимости в документах указывать конкретный код,  так как ни одна организация не может выдать документ с указанием кода, который является обязательным для таможни.

То есть, если субъект закажет экспертизу у независимого эксперта с постановкой вопроса: к какому коду относится товар, и эксперт даст заключение, что товар относится к коду №ХХХ, то это направсно потраченные деньги и время, так как такое заключение не будет иметь никакого значения для таможенного органа.

Цель сбора подобных документов – это подтвердить, что товар обладает необходимыми свойствами / характеристиками / составом / назначением задекларированного кода, и не обладает теми свойствами, которые являются определяющими для изменения классификации.

То есть перед экспертом должен быть поставлен примерно такой вопрос: обладает ли товар определенным свойством и содержит ли он в своем составе вещества и если да, то в каком количестве и соотношении?

Совокупность доказательств, формулировка вопроса зависит от конкретной ситуации.

 

 

В случае, если субъект хозяйствования, представив подобные документы, не убедит таможенный орган, то в его отношении будет составлен акт камеральной проверки и скорее всего на расчетный счет будет наложен арест на предварительно рассчитанную сумму неисполненных обязательств с пеней. В течение 15 рабочих дней с момента получения акта субъект имеет возможность подать возражения на него, которые будут оценены таможенным органом в виде заключения, которые так же готовятся в течение 15 рабочих дней с момента получения возражений.

Далее,  в течение 30 рабочих дней таможенным органом принимается решение о взыскании неисполненных обязательств и пени.

В этот момент действует правило, что если субъект хозяйствования в течение 10 рабочих дней с момента получения решения оплатит все доначисленные обязательства и ½ пеней, то от оставшейся ½ пени субъект освобождается (правило кстати действует и до принятия решения, т.е. с момента получения акта камеральной проверки).

Оплата не влияет на право субъекта обжаловать решение.

Обжалование решения возможно в вышестоящий орган (Государственный таможенный комитет) или в суд. Срок обжалования – 1 год с момента вынесения решения. Обжалование в ГТК не приостанавливает течение срока для обжалования в суд, это важно помнить.

При обжаловании в ГТК пошлина не уплачивается, обжалование происходит путем документального направления жалобы и последующего получения ответа на нее (в течение 1 месяца, или 2-6 месяцев в случае продления рассмотрения). Личная явка – законодательством не предусмотрена, но жалоба может быть подана на приеме у должностного лица таможенного комитета.

Жалоба в суд, после ее подачи, предусматривает личную явку как представителя субъекта хозяйствования, так и представителя таможенного органа в судебное заседание и состязательность процесса, то есть каждая из сторон убеждает суд в своей правоте, предъявляет доказательства. На практике суд привлекает по таким делам ГТК в качестве органа для дачи своего заключения. Процесс занимает примерно 2 месяца в суде первой инстанции, а обжалование от 2 до 3 месяцев.

 

Отдельная статистика рассмотрения таможенных споров – не публикуется, но из информации, озвученной председателем экономического суда г. Минска, среди требований, которые предъявляются к таможенным органам, обоснованными признаются в среднем 12% из них. Статистика по годам может несколько разниться, но это средний показатель за последние пять лет.

 

Из этого следует основная рекомендация – легче предотвратить спор с таможней правильно организовав процедуру классификации товара, чем в последующем заниматься оспариванием решений.